Blockchain Revolution in Banks and Financial Institutions

Global and regional development trends of the world’s largest financial institutions through the analysis of their blockchain activity.

234 financial institutions

367 inventions

88 investment deals

515 blockchain projects

Introduction

Financial institutions are under enormous pressure today: the needs of new, digitally savvy, generations of customers are changing, compliance with business rules requires more and more expense, and innovative fintech projects are targeting a significant piece of the pie. Financial institutions understand that they must change. That being said, the changes may affect not only product offerings, but may also lead to a significant change in the roles of organisations themselves. We cannot look behind the scenes of the research and development departments of financial institutions, because this is a trade secret. But based on various indirect signs, we can draw conclusions about where these structures see themselves in five-ten years. When it comes to digital transformation, we can generally assume several scenarios: you can come up with an innovative solution yourself; you can buy it on the market; or you can buy a company with all its innovations and best practices. Taking into account these three scenarios, we analysed the work with blockchain technology in the world’s largest financial institutions. In this study, we discuss what such attempts by financial institutions to “reinvent” themselves might lead to: what new roles they might play, what markets might appear, and how the balance of power in the financial industry might change.

Ruslan Yusufov
Managing Partner, MINDSMITH

Blockchain as a technological phenomenon is actively embraced by many organisations that have moved over the last couple of years from a position of scepticism about the technology to a position of searching for its advantages and opportunities for its practical implementation in business or everyday life. Despite the fact that the legal regulation of blockchain- based products and services lags behind the pace of development of the technology itself, such regulation already exists, in one form or another, in many developed legal systems. The widespread use of blockchain and its application value in the digitalisation of the modern world is quite obvious, although the degree of its practical implementation depends on many factors, including the applicable regulatory requirements that must be met. In this regard, it is very important to have at least a general idea of the potential legal problems which the developer may face and which, with professional legal assistance, can be resolved successfully.

Alexander Anichkin
Partner, Head of the Russian Tech Group, Clifford Chance Moscow

Expert Panel

Ainur Zhanturina
Head of the FinTech Competence Centre of the Astana International Financial Centre

If, in the past, blockchain was perceived as a “toy in the hand of enthusiasts”, now it is rightfully considered to be a commercially efficient solution capable of making all business processes much cheaper, faster, and much more transparent.

Alexey Arkhipov
CEO, QIWI Blockchain Technologies

Financial technologies may well change the landscape and role of traditional financial centres, especially if they become widespread, and the greater the number of business processes involved, the greater the influence.

Anatoly Konkin
Head of Development of Distributed Ledger Technology, FinTech Association

I do expect so fast growth of this market that it will rather face a gap in resources than rising competition for earning a place in the sun.

Gerbert Shopnik
Director of Business Development, S7 TechLab

Financial institutions continue to invest in the technology and the majority of blockchain teams did not stop their development activities. If, in the past, blockchain projects were given wide coverage at the first opportunity, nowadays Financial Institutions are primarily confronted with the task of showing operable solutions with measurable performance.

Oleg Shibanov
Director of the Centre for Research on Financial Technologies and Digital Economy, Skolkovo-NES

The fact that Financial Institutions have come to understand the scope of blockchain application and started to create working prototypes and to patent blockchain inventions means that technology experts have been heard and the market is maturing.

Key Findings

The interest of Financial Institutions in blockchain is not fading, but the format of interaction with the technology is changing

The intensity of interaction with the technology is growing every year. While from 2017 to 2019 the main priority was to study blockchain in practice, in 2019 there was a shift in focus on patenting inventions.

Thus, the “blockchain revolution” continues and moves to a qualitatively new level, despite the decrease in the number of public blockchain projects. The world’s largest Financial Institutions continue to actively work with this technology, investing both time and money in it.

Various groups of Financial Institutions are being formed with their own preferences regarding the formats of interaction with blockchain

Among them, there are the Scientists (they focus on patenting inventions), the Practitioners (they prefer to invest and apply blockchain in practice), the Flagships (they have chosen a cross-blockchain approach and actively interact with the technology in all possible formats), as well as the Followers (they have not yet chosen the main format of interaction for themselves). The question remains as to which format of interaction with the blockchain technology will be most effective.

We can expect increased competition between US and Chinese financial institutions in the use of blockchain technology

Among the four Flagships was a Chinese bank. This is the expected result of the explosive growth of interest in blockchain in China and the inclusion of blockchain as one of the main components of the country’s technological infrastructure of interest to the Chinese Communist Party.

The USA is the centre of the “blockchain revolution”

By 2020, the main hotbeds of the “blockchain revolution” in the world’s largest Financial Institutions are the United States, China, Japan, France and Canada.

Countries known for widespread support for the use of blockchain and cryptocurrencies were not among the leaders

For example, Switzerland, Estonia, Australia, and South Korea are not among the leaders.

Technological changes can have an impact on international financial centres

Not all traditional financial centres are among the technology leaders. For example, Switzerland and the United Kingdom are lagging behind the hotbeds of the “blockchain revolution” in the study of blockchain.

Different countries have their own approach to studying and implementing blockchain

While Financial Institutions in China and Canada prefer internal research and patenting of blockchain inventions, Japanese and French Financial Institutions have chosen to invest in blockchain companies.

Investing in blockchain companies is a way to jump on the outgoing train

After a decrease in the number of public blockchain projects in 2017-2019, a number of countries saw a surge in investment in blockchain companies. Apparently, for countries such as Japan, Spain and the United Kingdom, direct investment in blockchain startups is becoming a way to jump on the outgoing train of the “blockchain revolution” of Financial Institutions and ensure that they are not relegated to the sidelines. Such a scenario may become a reference point for other countries and Financial Institutions.

Future monopolists are being formed at the country level

Sberbank in Russia, the State Bank of India and ING Group in the Netherlands are examples of companies that single-handedly put their countries among the leaders in the use and study of blockchain. Such Financial Institutions may eventually become fintech monopolists in their countries and begin to capitalise on their position and local market knowledge.

Competition will intensify and the boundaries between financial institutions will continue to blur

The world’s largest banks have clearly demonstrated that they do not plan to stay clear of the “blockchain revolution” and, if necessary, are ready to innovate and «reinvent» themselves. However, these efforts by the banks do not guarantee them technological and blockchain leadership: other Financial Institutions are breathing down their necks.

The information security market may undergo significant changes

In connection with investments in their own solutions, Financial Institutions may gradually abandon a number of third-party services in the field of information security. We may see attempts by banks to enter this market independently as vendors of such solutions. Financial Institutions have significantly more expertise in the field of finance and, together with internal expertise and their own information security solutions, this threatens external providers with the loss of market share and the emergence of new competitors.

Financial institutions will start competing with technology companies in their field

The prospect for major payment systems and fintech service providers to become vendors of infrastructure blockchain platforms raises the question about the future position of blockchain platform providers such as Microsoft, IBM and SAP. Mastercard may not be the new Microsoft in the market for cross-blockchain infrastructure platforms, but traditional IT players will certainly have to make room.

Insurance companies may become drivers of technology adoption in various industries

Companies in almost every industry use insurance and reinsurance services. If insurance companies become drivers of mass adoption of boxed blockchain solutions, the «blockchain revolution» will quickly spread to related industries, such as medicine and logistics. This, in turn, may open up new market opportunities for blockchain vendors and traditional system integrators.

Authors

Ruslan Yusufov
Managing Partner, MINDSMITH

Alexander Anichkin
Partner, Head of the Russian Tech Group, Clifford Chance Moscow

Evgeny Soloviev
Counsel, Tech Group, Clifford Chance Moscow

Ekaterina Makarova
Senior Associate, Tech Group, Clifford Chance Moscow

Ksenia Kasyanovich
Development Director, MINDSMITH

Gleb Borisov
Analyst, MINDSMITH

Download Report

Please fill in the form. The report will be sent to the specified e-mail.

Clicking the “Send” button you confirm you agree with our Privacy Policy.

Меню

Блокчейн-революция в банках и финансовых институтах

Глобальные и региональные тренды развития крупнейших мировых финансовых организаций через анализ их блокчейн-активности.

234 финансовые организации

367 изобретений

88 инвестиционных сделок

515 блокчейн-проектов

Вступительное слово

Сегодня финансовые организации испытывают огромное давление: меняются потребности «цифровых» поколений клиентов, соблюдение правил ведения бизнеса требует все больших расходов, а инновационные финтех-проекты претендуют на значительный кусок пирога. Финансовые институты понимают, что должны меняться. При этом, изменения могут затрагивать не только продуктовые предложения, но и привести к существенной смене ролей самих организаций. Мы не можем заглянуть за ширму отделов исследований и разработок финансовых организаций, но по различным косвенным признакам можно сделать выводы о том, в каком качестве такие структуры видят себя через 5–10 лет. Когда речь заходит о цифровой трансформации, то, в основном, можно предположить несколько ее сценариев. Инновационное решение можно придумать самим, можно его приобрести на рынке, либо можно приобрести компанию со всеми ее инновациями и наработками. С учетом этих трех сценариев мы проанализировали работу с технологией блокчейн в крупнейших мировых финансовых институтах. В данном исследовании мы рассуждаем о том, к чему могут привести такие попытки финансовых организаций «переизобрести» себя: какие новые роли они могут играть, какие рынки могут появиться и как изменится расклад сил в финансовой отрасли.

Руслан Юсуфов
Управляющий партнер MINDSMITH

Блокчейн как технология-феномен находит активный отклик у множества организаций, которые за последние пару лет перешли от стадии скептического отношения к технологии к стадии поиска ее преимуществ и возможностей ее практической имплементации в бизнесе или повседневной жизни. Несмотря на то, что правовое регулирование основанных на блокчейне продуктов и услуг отстает от темпов развития самой технологии, в той или иной форме такое регулирование уже существует во многих развитых правопорядках. Обширность применения блокчейна и его прикладная ценность в условиях цифровизации современного мира весьма очевидна, хотя степень его практической имплементации зависит от множества факторов, включая применимые регуляторные требования, которым необходимо соответствовать. В данном исследовании мы рассказываем о потенциальных юридических проблемах, с которыми может столкнуться разработчик блокчейн-решений.

Александр Аничкин
Партнер Clifford Chance

Экспертная панель

Айнур Жантурина
Глава Центра Компетенции Финтех Международного Финансового Центра Астана

Если раньше блокчейн воспринимался как «игрушка энтузиастов», то сейчас он полноправно считается эффективным с коммерческой точки зрения решением, способным значительно удешевить, ускорить и сделать все бизнес-процессы гораздо более прозрачными.

Алексей Архипов
Генеральный директор, QIWI Blockchain Technologies

Финансовые технологии вполне могут изменить ландшафт и роль традиционных финансовых центров, особенно если получат широкое распространение. А влияние будет тем сильнее, чем большее количество бизнес-процессов будет их использовать.

Анатолий Конкин
Руководитель направления «Развитие технологии распределенного реестра», Ассоциация ФинТех

Предполагаю, что рынок будет увеличиваться настолько активно, что на нем скорее будет не хватать ресурсов, чем будет расти конкуренция за место под солнцем.

Герберт Шопник
Директор по развитию бизнеса, S7 TechLab

Финансовые организации продолжают инвестировать в технологию и большинство блокчейн-команд не останавливали свои разработки. Если раньше проекты в области блокчейна при первой возможности широко освещались, то на текущий момент перед финансовыми организациями в первую очередь стоит задача показать реально работающие решения с измеримой эффективностью.

Олег Шибанов
Директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики, Сколково-РЭШ

То, что финансовые организации пришли к выводу относительно спектра применения блокчейна и перешли к созданию рабочих прототипов и патентованию блокчейн-изобретений, означает, что к технологическим экспертам наконец прислушались, а рынок становится все более зрелым.

Ключевые выводы

Интерес Финансовых организаций к блокчейну не ослабевает, но меняется формат взаимодействия с технологией

Интенсивность взаимодействия с технологией растет ежегодно. Если с 2017 года по 2019 год основным приоритетом было изучение блокчейна на практике, в 2019 году произошло смещение фокуса на патентование изобретений.

Таким образом, «блокчейн-революция» продолжается и переходит на качественно новый уровень, несмотря на снижение количества публичных блокчейн-проектов. Крупнейшие финансовые институты мира продолжают активно работать с технологией, инвестируя в это и время, и деньги.

Формируются различные группы Финансовых организаций со своими предпочтениями в отношении форматов взаимодействия с блокчейном

Среди них выделяются Ученые (делают акцент на патентовании изобретений), Практики (предпочитают инвестировать и применять блокчейн на практике), Флагманы (выбрали кросс-подход и активно взаимодействуют с технологией по всем возможным форматам), а также Последователи (еще не определили для себя основной формат взаимодействия). Остается открытым вопрос, какой формат взаимодействия с технологией блокчейн станет наиболее эффективным.

Можно ожидать обострения конкуренции финансовых институтов США и Китая в применении технологии блокчейн

Среди четырех Флагманов оказался китайский банк. Это ожидаемый результат взрывного роста интереса к блокчейну в Китае и включения блокчейна как одного из основных компонентов технологической инфраструктуры страны в сферу интересов Коммунистической партии Китая.

США — центр «блокчейн-революции»

Основными очагами «блокчейн-революции» в крупнейших финансовых институтах мира к 2020 году стали США, Китай, Япония, Франция и Канада.

Страны, известные широкой поддержкой применения блокчейна и криптовалют, не вошли в число лидеров

Например, среди лидеров отсутствуют Швейцария, Эстония, Австралия и Южная Корея.

Технологические изменения могут повлиять на международные финансовые центры

Не все традиционные финансовые центры попали в число технологических лидеров. Например, в Швейцарии и Великобритании было обнаружено отставание в изучении блокчейна от стран-очагов «блокчейн-революции».

Для разных стран характерен свой подход к изучению и внедрению блокчейна

В то время как Финансовые организации Китая и Канады предпочитают внутренние исследования и патентование блокчейн-изобретений, японские и французские Финансовые организации предпочли инвестировать в блокчейн-компании.

Инвестиции в блокчейн-компании — способ запрыгнуть в уходящий поезд

После снижения количества публичных блокчейн-проектов в 2017 – 2019 годах в ряде стран наблюдался всплеск инвестиций в блокчейн-компании. По всей видимости, для таких стран, как Япония, Испания и Великобритания, прямые инвестиции в блокчейн- стартапы становятся способом не остаться в стороне и запрыгнуть в уходящий поезд «блокчейн-революции» финансовых институтов. Подобный сценарий может стать ориентиром и для других стран и Финансовых организаций.

Формируются будущие монополисты на страновом уровне

Сбербанк в России, Государственный банк Индии, ING Group в Нидерландах — примеры компаний, в одиночку выводящих свои страны в число лидеров применения и изучения блокчейна. Такие Финансовые организации в перспективе могут стать финтех-монополистами в своих странах и начать капитализировать свое положение и знание локального рынка.

Конкуренция усилится, а границы между финансовыми организациями продолжат стираться

После снижения количества публичных блокчейн-проектов в 2017 – 2019 годах в ряде стран наблюдался всплеск инвестиций в блокчейн-компании. По всей видимости, для таких стран, как Япония, Испания и Великобритания, прямые инвестиции в блокчейн- стартапы становятся способом не остаться в стороне и запрыгнуть в уходящий поезд «блокчейн-революции» финансовых институтов. Подобный сценарий может стать ориентиром и для других стран и Финансовых организаций.

Рынок информационной безопасности может претерпеть существенные изменения

В связи с инвестициями в собственные решения вероятен постепенный отказ Финансовых организаций от ряда услуг сторонних провайдеров в области информационной безопасности. Возможно, мы увидим попытки самостоятельного выхода банков на этот рынок в роли вендоров подобных решений. Финансовые организации обладают значительно большей экспертизой в области финансов, а вместе с внутренней экспертизой и собственными решениями по информационной безопасности это угрожает внешним провайдерам утратой доли рынка и появлением новых конкурентов.

Финансовые институты начнут конкурировать с технологическими компаниями на их поле

Перспектива становления крупнейших платежных систем и провайдеров финансовых технологических услуг в качестве вендоров инфраструктурных блокчейн-платформ поднимает вопрос о будущем положении провайдеров платформенных блокчейн-решений, например, таких как Microsoft, IBM и SAP. Возможно, Mastercard и не станет новым Microsoft на рынке кросс-блокчейновых инфраструктурных платформ, но традиционным IT-игрокам, безусловно, придется потесниться.

Страховые компании могут стать драйверами внедрения технологии в различных индустриях

Страховыми и перестраховочными услугами пользуются компании практически каждой индустрии. Если страховые компании станут драйверами массового внедрения коробочных блокчейн-решений, «блокчейн-революция» быстро распространится на связанные отрасли, например, на медицину и логистику. В свою очередь, это может открыть новые рыночные возможности для блокчейн-вендоров и традиционных системных интеграторов.

Авторы

Руслан Юсуфов
Управляющий партнер, MINDSMITH

Александр Аничкин
Партнер, Глава российской Tech Group, Clifford Chance, Москва

Евгений Соловьев
Советник, Tech Group, Clifford Chance, Москва

Екатерина Макарова
Старший юрист, Tech Group, Clifford Chance, Москва

Ксения Касьянович
Директор по развитию, MINDSMITH

Глеб Борисов
Аналитик, MINDSMITH

Скачать отчет

Пожалуйста, заполните форму.
Отчет будет направлен на указанный адрес электронной почты.

Нажимая кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь с нашей Политикой обработки персональных данных.

Меню